Из-за пандемии ехать отдыхать на курорты Китая или Турции в это лето не получилось. Поэтому решили на машине съездить на юг Красноярского края и в Хакасию. Предыдущий раз я там был в 2015 по делам семейным и заниматься и любоваться всякими интересностями было не досуг. А вот нынче решил подробнее узнать о шаманах Хакасии.
Истинные хакасы живут с пониманием законов природы и в ладу с духами предков с рождения. Приезжие чувствуют эту мистическую атмосферу, задают вопросы. Шаманизм искоренялся в годы советской власти. Борцы с религией уничтожали храмы и ритуальные шаманские камни. Шаманов официально судили за знахарство и камлание, ссылали, расстреливали. Хакасы не представляли себе жизни без помощи шаманов, поэтому прятали ритуальные камни, закапывали в землю, помогали знахарям скрываться. Это не фанатизм, а желание сохранить связь с корнями, чтобы не пропасть в новом мире.
Шаманы лечат, помогают в родах. Они дают советы, договариваются с погодой, толкуют знаки, которые духи посылают наяву и во снах. Знахари помогают людям бесплатно и дают надежду, что все будет хорошо. В 21 веке шаманы Хакасии продолжают нести эту миссию, и никого здесь это не удивляет. Совет шаманов обсуждает мистические вопросы и решают, кто, когда и какой ритуал провести. Шаманы знают, откуда каждый получил свой дар, помнят деяния шаманов прошлых веков. Конкуренции у них нет, едины, когда приходит беда. Люди заболевали шаманской болезнью с незапамятных времен, получали помощь духов и благословение верховного бога Адам-хана и помогали людям.
Заболевшие шаманской болезнью и обращенные Адам-ханом получают до сорока духов-помощников, которые обязаны подчиняться хозяину. Целители передают своих духов по наследству, потомки становятся наследственными шаманами. Если шаманская болезнь приключилась, а обращения Адам-хан не дал, значит, боги считают, новый шаман не готов к серьезным деяниям. При этом духи обязаны ему помогать в лечении людей. В Хакасии сейчас нет обращенных шаманов.
Тот, кто решил стать шаманом, изучает обряды, медитирует и зовет духов, получает случайных помощников. Эти духи, как кошки, гуляют сами по себе, откликаются на зов и помогают шаману-самоучке по настроению. Такой ведун обращается к верхнему миру, становится носителем традиций, толкует знаки, гадает. Без сильных духов мощным шаманом не стать. Настоящий шаман обращается к верхнему или нижнему миру, умеет камлать, впадать в транс, бороться с духами, требовать исполнения своей воли. Шамана, который пользуется помощью верхнего мира, называют белым, черные общаются с духами Земли нижнего мира. Здесь нет понятия плохой и хороший, злой и добрый, черных и белых шаманов оценивают по могуществу. Со слов местных жителей, есть места где живут шаманы к которым боятся показываться и даже не суются всякого рода ведуньи и лжелекари. Ибо кара неизбежна.
С какими бы мирами шаманы ни общались, души навсегда остаются в среднем мире, чтобы помогать людям после смерти. Для целителей в мире нет случайного или лишнего, синхроничность связывает и пронизывает людей и предметы.
В Хакасии шаманизм растворен в воздухе и лежит под ногами. В степи курганы и захоронения шаманов. По поверьям, в курганах покоятся люди с неба, расположение этих захоронений повторяют созвездия Млечного пути. Если раскопать, уничтожить курган, его звезда на небе погаснет и связь с космосом оборвется.
В степи стоят врата в иной мир на изломе тектонических плит, где выходит наружу энергетические потоки. Это места для проведения обрядов. Каменная старуха Улуг Хуртуях тас помогает в рождении детей. У подножия лежит еда, детские игрушки, губы идола мажут водкой, а живот сметаной. Бездетные хакасские женщины едут к Великой матери на поклон и через короткое время беременеют.
Возле аэропорта Абакана стоят резные столбы пай-сарчины, обвязанные ленточками, шнурками, тряпочками. Гости столицы так здороваются с местными духами и получают удачу в делах.
Фото с Яндекс картинок
Фото с Яндекс картинок
Пай-сарчины стоят в Хакасии в местах силы или на границах территорий. Это скамейка в городе или столб в степи в памятном месте. Люди обращаются к духам и повязывают яркую тряпочку. Проходящие или проезжающие мимо замечают это место и тоже оставляют ленточки, чтобы попросить разрешения зайти на их земли и исполнения желаний. Так место становится владением добрых духов. Хакасы верят в духов жилища, забирают с собой при переезде, новым хозяевам квартиры оставляют глиняную фигурку. Фигурку прячут в квартире, она рассыплется и исчезнет, когда в квартире появится новый дух.
Организаторы национальных праздников рассчитывают на солнечную погоду в день проведения. Когда погода портится, обращаются к опытным шаманам, чтобы те разогнали тучи. Случаи улучшения погоды после обряда фиксируют. Как и многочисленные предсказания шаманов, которые сбываются или предотвращаются проведением традиционного обряда. Хакасы этому не удивляются, остальные тоже привыкли к бытовым чудесам шаманов.
Сила шаманов и могущество хакасских духов в 21 веке настолько неоспоримо, что с повседневными проблемами ходят в православную церковь, а с бедой — к шаману. Шаманизм в Хакасии возрождается как культурное явление для сохранения традиций и развития туризма. Духовная же связь хакасского народа со своими предками, природой и каменными идолами не зависит от политических решений и сохранилась до наших дней вопреки им.