В последнее время проблемы экологии выходят на первый план. В связи с этим актуальным является экологическое воспитание подрастающего поколения. В детских дошкольных учреждениях этому отводится большая роль. Но необходимо и дома родителям проводить работу по экологическому образованию ребенка. Конечно, это не уроки, а планомерная работа родителя. Именно в дошкольном возрасте лучше всего усваиваются правила и нормы. И именно в этом возрасте ребенок ближе всего к природе. Чувствует связь с ней.
Что же входит в экологическое воспитание?
• Помочь ребенку осознать себя как часть окружающей природы
• Малыш должен осознавать ценности природы
• Видеть и понимать красоту окружающего мира
• Осознавать взаимосвязи в природе и понимать, что разрушив одну из них, разрушится целая система
• Сохранять природу, стараться бережно относиться к окружающему миру.
• Быть доброжелательным к живым существам.
Как проводить экологическое воспитание.
О чем говорить с ребенком, какие знания необходимо дать для правильного экологического воспитания?
1. Рассказать о погоде. Какие бывают осадки в какое время года. Можно завести календарь погоды и отмечать каждый день особенности. Показать картинки погоды в разных странах, в разных климатических зонах.
2. Рассказать о растениях. Как изменяются в зависимости от сезона. Какие виды в каком климате произрастают. Показать растения, которые можно увидеть в вашем регионе, назвать их.
3. Рассказать о животных. Дать понятие о разделении на домашних и диких. Обратить внимание на тех, которые водятся в вашем регионе. Проговорить, что животные тоже живые – они дышат, ходят, едят, спят, им может быть больно. Рассказать как ухаживать за домашними животными и для чего они нужны.
4. Рассказать о взаимосвязи живой и неживой природы. Как влияет погода и климат на растения, животных, человека.
5. Рассказать о природных ресурсах и то, как человек их использует. Особенно о ресурсах в нашей стране и регионе проживания
Кроме рассказов и бесед важно проводить и практическую работу.
Первое и самое важное – это участие ребенка в экологическом эксперименте. Например – посадить на участке или в цветочном горшке на подоконнике любое растение. Наблюдать как оно растет, поливать, ухаживать за ним. Можно вместе посадить во дворе дерево и наблюдать. Важно, чтобы малыш сам участвовал в посадке и поливе, тогда он сможет прочувствовать, что растение живое, что оно зависит от солнечного света и воды. тогда быстрее и нагляднее сможет понять взаимосвязи в природе.
Далее необходимо полученные знания воплощать в искусстве. Родитель вместе с малышом могут рисовать природу, делать аппликации, поделки из природных материалов. Важно знакомиться с произведениями искусства известных художников, скульпторов, изучать их, обсуждать вместе.
Важно читать рассказы известных писателей о природе. (Это В. Бианки, Е. Чарушин). Но не просто читать, а обсуждать с малышом прочитанное. Можно нарисовать рисунки по рассказам.
Походы на экскурсии, в парк, на природу сами по себе очень информативны. Дети всегда задают массу вопросов. Но лучше заранее подготовиться к этому и рассказать о том, что встретиться вам на прогулке. Информация про растения, о птицах, о животных будет интересна ребенку.
Большую роль играют собранные коллекции природных материалов. Это могут быть гербарии, коллекция минералов, а может даже перьев птиц. Главное – чтобы ребенку было интересно.
Хорошо, если родители вместе с малышом будут участвовать в природоохранных акциях. Например по уборке территории око дома или в парке, сквере. Малыш будет понимать, что охрана природы зависит от каждого человека, в том числе и от него самого.